БЕСТАРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
На заводы розлива минеральных вод, размещенные в значительном удалении от источников, минеральную воду доставляют в автоцистернах; в последние годы получает распространение бестарный способ доставки минеральных вод на отдельные заводы розлива в железнодорожных цистернах.
Автоцистерны, используемые для перевозки минеральной воды, могут быть как однокамерные, так и двухкамерные, объемом от 2 до 10 м3. Они должны быть изготовлены из нержавеющей стали, пищевого алюминия или из стали, покрытой стеклоэмалью, снабжены герметически закрывающимися крышками и оборудованы штуцерами для присоединения питающих трубопроводов и слива минеральной воды из цистерн. Заполнять автоцистерны минеральной водой следует снизу. Для уменьшения дегазации воды ее следует подавать в цистерны со скоростью 0,6—0,8 м/с при избыточном давлении, не превышающем 0,05 МПа. Углекислые воды следует перевозить при избыточном давлении, создаваемом С02. Цистерны должны заполняться водой на 95—97% объема, этим достигается сохранение химического состава воды и предохранение цистерны от разрушения вследствие гидравлических ударов.
Полнота налива цистерн устанавливается с помощью переливных труб. Перевозка минеральных вод в автоцистернах разрешается на расстояние, не превышающее 200 км. Желательно, чтобы используемые автоцистерны были изотермическими.
Потери воды при перевозке в автоцистернах не должны превышать 1 % об. Для уменьшения потерь необходимо обеспечить плотное соединение штуцеров автоцистерны с трубопроводом, подающим и отводящим воду из автоцистерн. Необходимо также следить за переливными трубами камер и при полном заполнении автоцистерны немедленно отключать поступление воды.
Для обслуживания автоцистерн, предназначенных для перевозки вод, выделяются постоянные работники, сдавшие технический и санитарный минимум, прошедшие медицинское освидетельствование и исследование на бациллоносительство.
Перевозка минеральных вод в железнодорожных цистернах практикуется в том случае, когда источники минеральной воды удалены на большие расстояние от заводов розлива и мест потребления.
К перевозке в железнодорожных цистернах допускаются минеральные воды, разрешенные Министерством здравоохранения СССР. Транспортирование должно осуществляться в условиях, обеспечивающих биологическую чистоту воды, сохранение ее естественных свойств и качеств.
Для транспортирования вод используются эмалированные герметические изотермические железнодорожные цистерны, оборудованные специальными стационарными устройствами для наполнения и слива, а также водомерными стеклами для измерения уровня воды в цистернах, предохранительными клапанами или компенсаторами.
Технологическая схема подготовки минеральных вод к транспортированию, налива их в железнодорожные цистерны, транспортирования и слива из цистерн должна состоять из следующих операций: подача воды от источника в резервуары; охлаждение, обеззараживание, насыщение воды диоксидом углерода; санитарная обработка цистерн; наполнение цистерн водой; транспортирование; слив воды из цистерн и хранение ее в заводских резервуарах.
Подача минеральной воды, обработка ее, заполнение железнодорожных цистерн водой, слив воды из них должны производиться на специальных станциях наполнения и слива.
Станция наполнения строится либо при действующих заводах розлива, либо рядом с каптажным сооружением. Она должна иметь подъездные железнодорожные пути и моечную станцию для мойки железнодорожных цистерн.
На станции наполнения минеральная вода подвергается первичной обработке, а вторичной — на заводе розлива воды в бутылки.
Первичная обработка состоит из охлаждения, фильтрации, обеззараживания сульфатом серебра или облучением ультрафиолетовыми лучами и частичного насыщения воды СО2 до содержания свободного диоксида углерода 0,05—0,1 °/о мае.
Обработка воды на станции наполнения должна проводиться при тех же технологических режимах, что и на заводах розлива минеральных вод в бутылки. Исключение составляет стадия насыщения воды С02, так как оно должно проводиться при избыточном давлении на сатураторе 0,1—0,15 МПа.
Технологическая схема налива воды в железнодорожные цистерны на станции наполнения приведена на рис. 95.


Рис. 95. Технологическая схема наполнения железнодорожных цистерн минеральной водой.
Минеральная вода из скважины источника 1 под собственным напором или с помощью глубинного насоса подается в герметически закрытый сборник 3, установленный в каптажном сооружении 2. Из сборника 3 минеральную воду насосом 4 перекачивают сборник 5 для хранения. Перед наполнением железнодорожной цистерны 11 минеральную воду насосом 4 подают на фильтр 6, противоточный холодильник 7, через промежуточную емкость 8 на сатуратор 9 и в обеззараживающую установку 10.
Предварительно железнодорожную цистерну моют щелочным раствором, который готовят в сборнике 14 и подают насосом 13 в сборник-мерник 12.
Моющий щелочной раствор готовят путем разбавления концентрированного раствора щелочи, доставляемого на станцию наполнения в автоцистерне 17, из которой насосом 13 его перекачивают в сборник 16 для хранения. Из сборника 16 концентрированный раствор по мере надобности подают через сборник-мерник 15 в сборник 14 для приготовления рабочего раствора. После мойки железнодорожной цистерны щелочным раствором и питьевой водой ее наполняют на 2/3 питьевой водой, закрывают верхние люки и через барботер 22 пропускают газообразный хлор, который подают из баллона 18 через коллектор 19 и редуктор 20, снабженный предохранительным клапаном 21.
После барботирования хлора цистерну заливают питьевой водой до полного объема. Хлорную воду оставляют в цистерне в 1 ч, затем сливают и отмывают цистерну питьевой водой до удаления следов хлора.
При заполнении железнодорожных цистерн воду подают снизу. Заполнение цистерны объемом 14 м3 продолжается 1 ч 15 мин.
Санитарная обработка и дезинфекция железнодорожных цистерн проводятся в соответствии с санитарными требованиями к эксплуатации каптажа, транспортированию, хранению, обработке и розливу природных минеральных лечебных, лечебно-столовых вод и хранению готовой продукции № 1188—74, утвержденными 7—-18 октября 1974 г.
Воду транспортируют в железнодорожных цистернах при небольшом избыточном давлении и температуре воды от 10 до 20°С. При соблюдении этих условий допускается транспортирование воды в железнодорожных цистернах до 15 дней, считая со дня наполнения. Биологическая чистота воды должна соблюдаться в течение всего периода транспортирования и слива ее в заводские резервуары. Железнодорожные цистерны после заполнения минеральной водой должны быть запломбированы заводом-поставщиком.

Рис. 96. Технологическая схема слива минеральной воды из цистерн.
На транспортируемую в железнодорожных цистернах минеральную воду заведующий лабораторией и начальник ОТК. выдают сертификат, удостоверяющий качество продукции, в котором указываются показатели качества и количество отгружаемой воды.
Пробы на анализ перед транспортированием минеральной воды отбирают из каждой заполненной цистерны.
Железнодорожные цистерны, доставленные на завод-потребитель, принимают при исправных пломбах, подвергают предварительному осмотру и проверке уровня воды в них по водомерным стеклам.
Технологическая схема слива минеральной воды из железнодорожной цистерны показана на рис. 96.
Минеральную воду, доставленную на станцию слива в железнодорожной цистерне /, насосом 2 перекачивают в мерные сборники 3, предназначенные для хранения, куда предварительно из баллона 9 через редуктор 8 и коллектор 7, снабженный предохранительным клапаном 6, подают диоксид углерода для вытеснения воздуха. При наполнении мерных сборников 3 минеральной водой С02 вытесняется в газгольдер 4. При необходимости С02 из газгольдера может компримироваться с помощью компрессора 5 и возвращаться в сборники-мерники. В цехе розлива минеральная вода подвергается полной технологической обработке.
В случае перевозки вод различных наименований предусматриваются индивидуальные резервуары для каждого наименования воды.
Минеральные воды, транспортируемые в железнодорожных цистернах, сдают и принимают партиями. Партией считается количество цистерн, наполненных минеральной водой одного названия одной даты розлива и оформленных одним документом о качестве.
Бестарное хранение минеральных вод проводится в заводских: резервуарах, изготовленных из железобетона, облицованных кислотоупорной плиткой или не имеющих облицовки, а также изготовленных из стали или стали, покрытой стеклоэмалью. Для хранения воды используются вертикальные и горизонтальные резервуары. Рационально использовать резервуары цилиндрической формы.
Хранить минеральные воды, не подвергавшиеся технологической обработке, следует не более двух суток. Углекислые воды следует хранить в герметичных резервуарах под током СО2. Неуглекислые воды разрешается хранить в закрытых негерметичных: резервуарах. Хранение вод в резервуарах открытого типа недопустимо.
Все заводские резервуары должны быть обязательно проверены госповерителем и градуированы. Резервуары должны быть оборудованы люками для периодического осмотра и очистки, водомерными стеклами, переливной трубой с гидравлическим затвором, располагающейся на уровне максимального горизонта воды в резервуаре, сливной трубой для очистки и промывки резервуаров. Люки резервуаров должны иметь уплотнительные прокладки из резины и находиться под пломбой. Резервуары могут устанавливаться ниже поверхности земли в специальных углублениях или на поверхности земли. Целесообразнее располагать резервуары ниже поверхности земли, так как это исключит резкие перепады температуры воды при хранении.
С целью сохранения С02 в воде подавать воду в резервуар следует снизу.
Углекислые железистые воды следует хранить под слоем СО2 при минимальном избыточном давлении.
Чистку и дезинфекцию резервуаров следует проводить не реже одного раза в год, а после ремонта и при бактериальном загрязнении — немедленно.
No Responses so far
Обсуждение закрыто.
Comment RSS